Адаптация руководителя на новом месте. Часть 3: как выстроить взаимодействие с командой

Переход на новую должность — это всегда вызов. Успешная адаптация зависит от умения наладить отношения с командой, понять её потребности и грамотно управлять изменениями. Рассмотрим три правила о знакомстве с коллективом, построении доверия и преодолении сопротивления сотрудников. Практические советы от экспертов.

9 ноября 2025 г.
Это одна из трех статей в цикле про адаптацию:
Часть 3. Взаимодействие с командой — вы здесь
Все главные посылы сформулировали в виде 10 простых правил. В этой статье — три правила, которые помогут выстроить продуктивные отношения с новой командой.
Клуб руководителей Level Up
Уютное сообщество руководителей в найме, без пафоса
и с гибким форматом участия. Прокачиваем навыки, делимся опытом и решаем сложные управленческие кейсы.

Как руководителю влиться в новый коллектив

Представьтесь перед командой и начните внимательно её изучать — ценности, проблемы и потенциал.
Если не понять реальность команды, в глазах подчинённых вы можете предстать как руководитель, который «пришёл со своими правилами». В результате вместо поддержки получите недоверие и сопротивление. Чтобы этого не допустить, применяйте правило:
Сначала понять команду — потом действовать
Практические шаги:
1️⃣ Проведите общую встречу с командой, расскажите о себе и дайте каждому высказаться. Если команда молчит, попробуйте задать наводящие вопросы: «Какие у вас ожидания от меня? Что беспокоит?»
2️⃣ Назначьте индивидуальные встречи 1:1. Желательно не только с прямыми подчиненными, но и с сотрудниками «второй» и даже «третьей» линии. Заранее отправьте сотрудникам список вопросов, чтобы они могли подготовиться. Это должны быть открытые вопросы о процессах, трудностях и перспективах развития.
Нюанс: не ограничивайтесь разовыми встречами. Планируйте еженедельные или ежемесячные 1:1
с прямыми подчиненными. Это позволит укрепить доверие, быстрее реагировать на изменения, глубже погружаться в задачи и мотивацию сотрудника.
3️⃣ Фиксируйте важную информацию и делайте выводы.

4️⃣ Соберите обратную связь на команду у своего руководителя и HR. У последних запросите «историческую справку»: годовые оценки, стажи работ, перемещения, промоушены, зарплаты и даты их пересмотра, планы развития.

5️⃣ Составьте предварительный план действий на основе полученной картины.

Слова / речь нового руководителя

Избегайте высокомерия и не стремитесь стать душой компании. Заходите в новую компанию в роли заинтересованного партнера. Подчеркните, что видите себя частью команды, работающей над общими целями, и расскажите, как можете помочь достичь новых высот. Будьте честны, уважительны и открыты,
но сдержанны в эмоциях.
Пример приветственного выступления нового руководителя:
Итак, первое правило о том, что поспешные действия без понимания контекста могут навредить больше, чем бездействие. Используйте собранную информацию как фундамент для построения эффективной работы и развития команды.

Запомнить: сначала понять команду — потом действовать.

Как руководителю на новом месте выстроить доверие

с командой

Ключевое условие установления доверия — соблюдение обещаний и последовательность в действиях. Если же руководитель говорит одно, а делает другое, то люди перестают верить любым обещаниям
и инициативам руководителя. Это негативно сказывается на общей эффективности и мотивации. Поэтому каждое сказанное слово должно подтверждаться соответствующим действием.
При этом новому руководителю лучше начать с решения наиболее острых базовых проблем команды. Базовые проблемы лежат в плоскости гигиенических факторов: зарплата, неудовлетворительные условия труда, конфликты, переработки и стрессовая атмосфера. Такие действия наглядно демонстрируют заботу
о людях и способствуют укреплению доверия. Поэтому следующее правило звучит так:
Решать базу и подтверждать слова делами
Действуйте поэтапно:
1️⃣ Выявите гигиенические факторы, которые «болят».

2️⃣ Разработайте план устранения недостатков. Учтите, что многие изменения требуют времени — например, повышение зарплаты может занять полгода-год, если действовать поэтапно, поэтому начните планировать это заранее.
3️⃣ Привлеките команду к обсуждению решений.

4️⃣ Поддерживайте регулярную обратную связь.

5️⃣ Заложите основу для долгосрочной мотивации команды. Учитывайте индивидуальные и командные цели, чтобы система мотивации была эффективной.
  • Будьте готовы к тому, что некоторые сотрудники подумают: «Новый начальник? Сейчас мы скинем ему работу». Не спешите отмахиваться от их просьб. Из всего списка выберите то, что действительно можете и готовы сделать. Например, поддержите сотрудника в сложных переговорах. Затем чётко обозначьте границы.

    И вот какое преимущество: всё, что сотрудники хотели слить вам, — подлежит контролю. Таким образом, вы получаете точную информацию о существующих пробелах и зонах риска, которые нуждаются в пристальном внимании и управлении.
Итак, в начале не нужно грандиозных жестов. Последовательно устраняйте «болевые точки» в базовых потребностях и соблюдайте взятые обязательства. Так шаг за шагом сформируете доверие и репутацию надёжного руководителя.

Запомнить: решайте базу и подтверждайте слова делами.

Не принимают нового руководителя. Что делать?

Встреча с внутренним сопротивлением команды — обычное дело для любого новичка-лидера. Сотрудники могут проявлять пассивное противостояние, игнорировать новые требования или открыто оспаривать решения. В такой ситуации возникает соблазн применить жёсткие меры, но нет: это лишь усугубит положение. Вместо давления попробуйте сформировать атмосферу взаимного уважения и сотрудничества. Об этом заключительное правило:
Формировать атмосферу сотрудничества
Практические шаги:
1️⃣ Задайте управленческую рамку. Для этого установите чёткие правила взаимодействия и границы: время, место, формат коммуникаций, распределение ресурсов. Желательно часть правил прописать с командой, чтобы люди были сопричастны к общим договоренностям. Далее задача — удерживать управленческую рамку, особенно в начале, так как новая команда будет постоянно прощупывать границы. Если справитесь, уже через 1-2 месяца выстроите мягкую дисциплину.
Примеры правил для управленческой рамки:
опаздывает один — остальные не ждут;
все коммуникации — в почте и корпоративном мессенджере;
планёрка по понедельникам в 10:00;
не укладываешься в дедлайн — предупреждай минимум за день;
ошибки — это нормально, важно их разобрать и сделать выводы, чему мы научились.
2️⃣ Любое несогласие обсуждайте спокойно и аргументированно. Все достигнутые договоренности выполняются обеими сторонами.
3️⃣ Давайте мягкую обратную связь. Избегайте категоричных заявлений и жесткой критики. Предпочитайте вопросы и предложения, направленные на совместный поиск решений.

4️⃣ Не критикуйте предшественников. Если сотрудники вспоминают старого руководителя, сохраняйте нейтралитет и сосредоточьтесь на текущих задачах и возможностях улучшения.
Как говорить с командой, чтобы перейти на язык сотрудничества:
Готовность слушать, обсуждать и находить компромиссы — ключ к установлению доверия и созданию сильной команды.

Правило: формировать атмосферу сотрудничества.

Правила нового руководителя

Сегодня мы разобрали заключительные три правила нового руководителя, которые касаются взаимодействия с командой, а в первой и второй частях говорили о правилах самоадаптации и взаимодействия с боссом и коллегами. Вот все 10 правил адаптации нового руководителя:
  1. Дайте себе время.
  2. Цели, процессы, приоритеты — в первые 90 дней.
  3. Управлять своим временем и границами.
  4. Быть гибким.
  5. Проговаривать ожидания босса и фиксировать приоритеты.
  6. Сообщать о прогрессе и проблемах.
  7. Строить связи со смежниками и HR.
  8. Сначала понять команду — потом действовать.
  9. Решать базу и подтверждать слова делами.
  10. Формировать атмосферу сотрудничества.
Эти правила универсальны и эффективны независимо от опыта руководителя. Их применение поможет вам уверенно преодолевать трудности и создавать сильную, мотивированную команду.

Удачи на новом месте!

Если нужен совет от тех, кто «был там»

Вы не первый, кто сталкивается с вызовами адаптации на новом месте. В клубе руководителей Level Up — проверенные стратегии адаптации, разбор реальных ситуаций и сообщество, готовое помочь. Приходите за поддержкой и практическими инсайтами.
© 2025 Клуб для руководителей "Level Up"
Контактная информация



ИП Елизарова Екатерина Вячеславовна

  • ИНН 667415186600
Made on
Tilda