Чтобы провести грамотную ретроспективу, следуйте этим рекомендациям:
1. Подготовка.— Определите время и место встречи. Продолжительность — 1–1,5 часа.— Назначьте модератора, который будет вести обсуждение. Если модератор — сам руководитель, то лучше оставаться в этой роли от начала и до конца.— Подготовьте необходимые материалы (например, флипчарты или стикеры или виртуальную доску для онлайн-ретроспективы).2. Элементы разогрева или айс-брейкинг.Заранее продумайте, как расслабить и вовлечь участников. Для этого используйте простые упражнения из тренингов. Необычное представление участников «какой ты сегодня супергерой» или «2 правды и 1 ложь», или «3 необычных факта обо мне, которые никто не знает». Варианты можно найти на площадках по фасилитации.
Данный элемент обязателен и позволяет участникам почувствовать себя безопасно.
3. Правила.Обсудите с командой правила встречи. Не перебивать, высказываться по очереди и т.д.
4. Сбор данных.— Заранее подготовьте вопросы для обсуждения. В идеале — три, максимум четыре. Самые распространенные:
Что мы, как команда, делали хорошо в оцениваемом периоде?
Что у нас не получилось или что пока не работает?
Что можно улучшить?
— Сосредоточьтесь на обсуждении процессов и взаимодействия, на которые участники могут непосредственно повлиять. Нет смысла обсуждать сокращение рынка или другие внешние факторы.
5. Обсуждение.Дайте высказаться каждому участнику. Для этого отлично подходят карточки. Например, сначала каждый участник заполняет карточки по всем трём вопросам. Затем модератор группирует карточки в похожие блоки и озвучивает их. По некоторым карточкам модератор может запросить пояснения: «Что подразумевалось под комментарием
"долгое согласование проекта
" ?»
Если в команде больше пяти человек, можно разделить участников на группы. Каждая группа обсуждает ответы на три вопроса и заполняет карточки, а затем лидер группы представляет результат, а остальные дополняют его.
6. Подведение итогов.— Составьте список действий для улучшения. Важное правило — фокусироваться на главном.
На некоторых ретро-встречах участники могут набросать целый список из 10–20 пунктов для улучшения. И все они канут в Лету. Выберите топ-3, которые вы точно реализуете до следующей встречи. Это и будет самой сильной мотивацией для команды.
«Нас слышат —мы становимся лучше».
— Определите ответственных за внедрение предложенных изменений.
Большая ошибка, когда руководитель назначает ответственным только себя. Ответственность должна быть коллективной. Распределите задачи между командой и собой.
7. Документирование.— Запишите ключевые моменты обсуждения и принятые решения.
— Распространите протокол среди участников для дальнейшего использования.
— Действуйте! Команда — наш главный заказчик. Сначала сотрудники, потом клиенты.