Фасилитация

что это такое простыми словами

Фасилитация – важный инструмент для руководителей, позволяющий эффективно управлять групповыми процессами и достигать поставленных целей. Она представляет собой процесс облегчения взаимодействия между участниками группы, помогая им достичь консенсуса, принять решения и решить проблемы.

Простыми словами. У вас есть проблема – растут претензии от клиентов. Команда перегружена. Не хватает ресурсов, чтобы решить всё и сразу. Общаетесь с одной функцией, они показывают пальцем на соседей из продаж. Общаетесь с продажниками, они жалуются на маркетинг. И так по кругу. Вы решаете собрать всех вместе, обсудить проблемы и составить план действий.

Вы озвучиваете цель, а потом предлагаете высказаться.

И… начинается балаган и перекидывание обезьян

Без навыков фасилитации руководителю тут не справиться. Именно они позволят управлять групповой дискуссией, динамикой, вовлекать, осекать и вести к общей цели.



Термин "фасилитация" происходит от латинского слова "facilitas", что означает легкость, удобство. Идея фасилитации возникла в 20 веке как метод управления групповыми процессами, который позволяет достичь согласия и эффективности в работе коллектива.

Фасилитатор - это человек, который управляет обсуждением, устанавливает правила, следит за их соблюдением и направляет участников в нужном направлении. Ему важно структурировать разговор, объяснять использование различных инструментов, уметь разрешать конфликты и умело управлять авторитетными участниками. Фасилитатор остается нейтральным и не выражает своего мнения, даже если его просят об этом. А это большой челлендж для руководителя.

Существует множество инструментов фасилитации, которые руководитель может использовать в различных ситуациях

Например:
1. Метод ОРИП представляет собой метод фокусированной беседы, где каждая буква аббревиатуры представляет один из четырех этапов обсуждения:
- Объективный этап, на котором собирается общая информация и мнения по теме;
- Рефлекторный этап, где участники делятся эмоциями и ассоциациями по поводу обсуждаемой темы;
- Интерпретативный этап, в ходе которого обсуждаются ценности, последствия, значимость и смысл;
- Принимающий решения этап, на котором определяются шаги для решения поставленного вопроса.

2. Мозговой штурм поможет группе сгенерировать новые идеи. Это не просто собраться и накреативить идей. В мозговом штурме есть сценарий и правила. Сначала накидываем без критики все возможные и невозможные варианты. Потом по заданным критериями, например, эффект на бизнес, затраты и время, выбираем 2-3 самых рабочих и составляем план действий.

3. SWOT-анализ поможет оценить сильные и слабые стороны проекта, а также возможности и угрозы. Команда выносит «на бумагу» все факты по 4-м пунктам. А потом смотрит на общую картинку максимально фактично. Это позволяет посмотреть на бизнес с разных сторон и фокусироваться не только на проблемах, но и точках роста.

4. Фасилитационные карточки. Это карточки с заранее подготовленными вопросами по выбранной теме. Каждый участник тянет карту и отвечает на вопрос. Они особо хороши, когда команде нужно лучше познакомиться с друг другом или выбранной темой.

5. Работа в мини-группах. Команда делится на небольшие коллективы. Количество коммуникаций снижается и это позволяет вовлечь каждого. По такому же принципу работает техника «Мирового кафе». Если у вас много участников, то они делятся на мини-группы. Каждая обсуждает свою проблему и генерит решения. А потом участники переходят к другому столу (физическому или виртуальному), смотрят наработки предшественников и добавляют свои.

Существует много инструментов фасилитации. Если вы владеете хотя бы несколькими, то уже способны привнести динамику и разнообразие в работу команды.

Важно помнить, что переходя в роль фасилитатора, руководитель становится абсолютно нейтральным и забывает о своей роли управленца. Его задача – помочь группе самостоятельно прийти к решению.

И здесь он может совершить классические ошибки:
  • недостаточная подготовка к мероприятию
  • отсутствие ясной структуры ведения дискуссии
  • игнорирование мнений всех участников
  • недостаточное управление временем
  • отсутствие четких целей и задач
  • привнесение своего мнения

Чтобы избежать этих ошибок, руководителю необходимо

развивать такие навыки, как:

1) Эмоциональная интеллектуальность - умение фасилитатора эмпатично воспринимать эмоции участников группы для улучшения коммуникации и управления конфликтами.
2) Коммуникативные навыки и умение слушать. Особенно задавать открытые вопросы и резюмировать.
3) Умение анализировать данные, чтобы управлять фактами, а не оценочными суждениями отдельных участников.
4) Адаптивность. Фасилитатор должен быть гибким и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям группы, чтобы достичь наилучших результатов.
5) Знание различных техник и инструментов для управления групповой динамикой. Часть из них приведены выше.
Навыки фасилитации необходимы каждому руководителю для успешного управления групповыми процессами и достижения общих целей. Они позволяют создать благоприятную атмосферу для продуктивной работы коллектива и эффективного принятия решений.
© 2024 Клуб для руководителей "Level Up"
Контактная информация



ИП Елизарова Екатерина Вячеславовна

  • ИНН 667415186600
Made on
Tilda