Что такое мозговой штурм

или брейншторм

В статье рассказываем о методах генерации идей, их преимуществах
и практическом применении мозгового штурма
для достижения бизнес-целей

5 апреля 2025 г.
Содержание:
Давайте подумаем, какую ассоциацию вызывает понятие «мозговой штурм»? Вот когда вы слышите
про «брейншторм», «давайте поштормим», «давайте что-то сделаем». Какое слово, какая мысль, приходит
на ум, когда вы слышите «брейншторм»? Для кого-то это про поиск решения, а для кого-то бредогенерация.

Целей может быть две:
🎯 Сформировать образ будущего.
Например, каким мы видим компанию через 3 года.

🎯 Определить способы достижения уже поставленной цели.
Например, накидать идеи, как повысить эффективность заказов на 15%.
Проще говоря, это метод генерации идей, и не более того, ничего нового в этом нет.
Клуб руководителей
Мы собрали клуб из 30 руководителей от мидл- до топ-уровня. Здесь каждый может посмотреть на свою проблему со стороны и найти несколько вариантов
её решения. А клуб стал местом, где рождаются эффективные идеи, где всегда поймут и поддержат. Присоединяйтесь.

Хочется начать с каких-то основных принципов мозгового штурма. Кажется, что не столько важна механика, в которой мы штормим, потому что её можно придумать на ходу, сколько, важны основные принципы вот этого мозгового штурма.
Основные принципы мозгового штурма
  • Высказываемся свободно
    Важно следить за тем, чтобы не было критики, потому что как только мы слышим «да твоя идея так себе»,
    то мы перестаем уже хотеть делиться чем-то и можем упустить ценную мысль.
  • Озвучиваем всё
    Идеи, которые кажутся абсурдными, и саму человеку, который предлагает эти идеи, важно всё равно произнести, чтобы они появились. Потому что этот абсурд вдруг может стать тем самым решением, которое вы искали.
Никаких оценок, полная свобода высказывания.
Чем больше идей генерируется, тем выше шанс на то, что вы получите что-то интересное.
Учитывайте, что вы будете делать потом с этими идеями, как можно все испортить, как можно пройти идеально по механике, и при этом команда будет сильно недовольна.

Шесть механик мозгового штурма

Одни работают только в оффлайне, остальные могут работать как в оффлайне, так и в онлайне.

В любом мозговом штурме важно обозначить тему, чтобы направить мысль людей в нужном направлении.
Вы штормите о чём? Вокруг чего?
Для чего нам нужны новые идеи?
Пример
Заказчик приходит, говорит: «Давай в этом блоке мы сделаем мозговой штурм?» Но на какой вопрос должен быть ответ?
И это становится ключевым камнем преткновения, потому что здесь нужно определиться, а вокруг какого вопроса хотим получить ответ от своих сотрудников.

Если не задашь грамотный вопрос, получишь не тот ответ, который искали.

В любом мозговом штурме важно обозначить тему,
чтобы направить мысль людей в нужном направлении.

Механика World Cafe или «Мировое кафе»

Очень простая механика, если правильно ее фасилитировать.

Количество участников от 12 до 30. В реальности людей может быть гораздо больше. И даже если их 60, можно придумать, как сделать так, чтобы люди прошлись по всем темам условно и накидали каких-то своих идей.
Как выглядит сама механика
Участники делятся на 3—4 команды. В оффлайн — это 3—4 стола с флипчартами. В онлайн сотрудники расходятся по виртуальным комнатам.

У каждой группы закрепляется один ответственный «держатель темы», который не меняет
столы / комнаты, а передает каждой следующей команде краткое резюме, что уже нагенерили.

Далее в каждой группе обсуждают первый вопрос, фиксируют на флипчарте или виртуальной доске. Каждый флипчарт обладает какой-то своей темой. Например, одни обсуждают, как улучшить сервис, другие — как развивать продукт, третьи — новые форматы в продвижении товаров и услуг.


Каждая группа генерит идеи около 15 минут в зависимости от темы и количества участников.

После они делают перемещение по часовой стрелке или меняются виртуальными комнатами
в онлайне. В конце все возвращаются к своему первоначальному «столу» и докручивают идеи. Так все 30 человек проходят каждую тему и вносят свой вклад.

В итоге мы получаем список идей по заданной теме, который и оставить то, мы могли бы презентовать дальше.
Подходы к генерации идей могут быть разные. Новая группа может «докидывать» идеи к уже имеющимся,
а может, наоборот, пытаться кластеризовать то, что есть. Это зависит от задачи сессии, от цели заказчика,
от команды.

В целом механика хороша, если мы хотим, чтобы люди прошлись по разным темам и чувствовали, что они поучаствовали везде.
Пример из практики
Мы хотим составить некий план развития своей команды. И мы хотим поштурмить на тему, что мы хотим качать как софт навыки.
Это один флипчарт и стоит человек, который не перемещается. Он ещё раз коротко там брефует. К нему подходит группа и начинают кидать идеи, над чем хотят работать. Дальше через 10 минут подходят другие. Когда группы меняются, люди смотрят, что написано, их пост-ассет проводят коротко, и они докидывают что-то новенькое.

Это интересно, потому что есть:
✓ темп,
✓ динамика,
✓ возможность маневрирования.

Важно следить за временем. Не для того, чтобы ограничивать людей, а скорее наоборот, если вы им дадите 15 минут поштормить, они будут 15 штормить. Если вам дать 30, они будут 30 штормить, и чем меньше у нас времени, тем мозг ищет ответ быстрее.

Если вы видите, что команда продолжает бурлить, сказать, что ещё будет возможность вернуться к этому флипу, если это, например, первая итерация. Давайте будем оставаться в тайминге, если это допустимо.

Техника Walt Disney

Одна из самых рабочих механик.

Когда мы хотим что-то «покрутить», найти новое и нестандартное решение, посмотреть в будущее, мы будто примеряем на себя несколько ролей, в данном случае три. Принцип у них один и тот же, а механика разная. Можно быть мечтателями, можно реалистами, можно критиками. И из этой роли участники смотрят на идеи.
Мечтатель
«У меня нет никаких ограничений! Что можно придумать, если бы всё было возможно?»

Реалист
«Что из этого действительно возможно? В какие сроки?»

Критик
«В чём риски? Почему это не полетит?»
Как выглядит сама механика
Мы также делим участников на три офлайн зоны или три онлайн комнаты. Если у вас 30 человек или даже 15, вы можете параллельно дать участникам разные легенды. Вот вы пятерочка мечтателей, вы пятерочка реалистов и вы пятерочка критиков.

И дальше прогнать их по сценарию World Cafe. То есть, они могут побывать во всех трех ролях.
Чем хорош этот сценарий?
Он дает возможность посмотреть на задачу разными глазами. Никто, никакой Уолт Дисней не пришёл
бы и не сказал нам, как на самом деле нужно что-то делать. Это мы себя изнутри достали, а значит,
мы не сопротивляемся и готовы продвигать свои идеи. Даже критики становятся менее категоричны,
так как участники начинают искать пробелы, чтобы нивелировать риски и улучшить решение.

Если вы очень хорошо знаете свою команду, очень хорошо, то, скорее всего, там уже есть мечтатели, реалисты и критики. Можете условно легализовать эту потребность и поштормить, и покритиковать, и сказать, вот, твой звездный час.

Любой штурм обязательно завершаем планом и ответственными, с конкретными шагами и сроками. Это ещё не финальный план работы, но он уже хоть как-то приземлен на реальность.

Сценарий «Два круга»

Этой механикой можно пользоваться с командой из 30 человек и желательно только в офлайн. Но можно
и меньшим количеством делать то же самое.
В чем смысл этого сценария?
Мы условно разделяем людей на два круга. Например, четыре человека сидят на стульях
и четыре стоят за их спинами. Участники, которые сидят на стульях, активно накидывают идеи, отвечают на тот самый вопрос, вокруг которого мы штормим. А люди за их спинами стоят
и молчат. У них нет права голоса, они ничего не могут, даже если им очень хочется, и вынуждены слушать тех, кто сидит и генерит варианты.

Через каждые четыре минуты фасилитатор говорит: «Время прошло, меняемся».

Один-два человека из внешнего круга имеют право сесть на стулья и наконец-то начать разговаривать.
Люди, которые сидели, выходят и продолжают слушать. Больше говорить они не могут. Единственное исключение, это если прям совсем невтерпеж человеку, вот он просто уже всё,
он не может, то он может положить руку на плечо тому, кто сидит, и поменяться с ним местами. Это такой знак для человека сидящего.
Смысл такой техники в том, что мы вынуждены придерживать при себе комментарии и критику.
Эта техника хорошо работает, так как когда мы слушаем,
то можем услышать интересную мысль, которую можно докрутить. Когда четыре минуты заканчиваются, уровень вовлеченности очень высокий, потому что мы вдруг входим
в круг, и вот у нас есть та самая возможность поделиться своими идеями.

Особенно это хорошо работает на большом количестве участников, когда можно посадить 5-15 человек,
и столько же поставить за спинами. Короткие промежутки
и постоянные смены части участников не дают им заскучать.

Обычный штурм

Рассмотрим обычный штурм, потому что он же тоже бывает интересен, особенно когда это небольшая команда, человек пять.
Такой формат работает отлично, как офлайн, так и онлайн.
Главное, чтобы была физическая или виртуальная доска
для фиксации идей.

⏰ Рекомендую вводить правило с ограничением по времени. Например, каждый высказывается не более 1-2 минут.

Как выглядит сама механика
Вы даёте по кругу высказаться каждому и приклеить свой стикер.

Стикер с идеей группируется по общим темам фасилитатором.
К этому сценарию можно добавлять любую легенду.
«Представьте, что мы компания-конкурент и разрабатываем план захвата рынка!»

Шесть шляп

Техника похожа на Walt Disney. Разница в том, что здесь большее количество легенд, и они идут друг
за дружкой. То есть мы начинаем с одного и переходим к другому. Определили задачу, участники по очереди высказались из той роли, в которой они находятся. И здесь классно, если это будет шляпа или будет маркер определенного цвета.
Шесть шляп мышления — типы мышления, описанных в книге Эдварда де Боно. Метод помогает рассматривать проблему с разных сторон, избегая хаотичных мыслей
и улучшая качество анализа
В любых легендах очень важна какая-то физическая атрибутика. Мы так устроены, что когда взяли красный колпачок или маркер, то больше начали ассоциировать себя с заданной ролью. Поэтому если вы работаете в оффлайне, позаботьтесь о том, чтобы у вас был этот физический атрибут переключения людей с легенды на легенду. Если вы работаете в онлайне, используете виртуальные маски, которые можно выбрать в зуме.

Докрути

Суперпростая техника, чтобы либо сильно разогнать какую-то идею, либо уже «докрутить»
до максимальной реализации.
Как выглядит механика
Вы задаете вопрос, на который нужно погенерить решения. Даете участникам пять минут
в тишине написать несколько идей.

Участники подходят друг другу и говорят: «„Докрути“ мою идею и вот с чем я к тебе пришел».
Иногда можно взять мячик и кидать его друг другу со словами: «„Докрути“ и передай следующему».
Здесь вы можете раскрутить сотрудников в мечтания. Или, наоборот, заузить и сказать, докрути так, чтобы мы могли это приземлить на реальность, или докрути это так, чтобы это понравилось заказчику.

Вы направляете вектор, и дальше команда генерирует идеи.
Пример, как использовать легенду
Когда маркетинг команда создавала креативную стратегию,
им дали физические атрибуты архетипа бренда, одежду, обувь, аксессуары, атрибуты жизни архетипа. Участники примеряли на себя образ, как актеры, и из него придумывали элементы стратегии продвижения.
А как бы я себя показывал, если бы был воплощением бренда?

Что ещё важно

  • Разогрев
    Любой брейншторм требует большой мозговой активности и позитивного настроя. Поэтому начинайте мероприятие (неважно онлайн или офлайн) с коротких 5-минутных разгревов или айс-брейкинга, чтобы растопить лёд и настроить сотрудников на плодотворное сотрудничество. Примеры можно найти
    в интернете. Самое простое — сделайте с командой пальчиковую гимнастику.

  • Результат
    Не забывайте, что мы здесь собрались ради конкретного результата, который должен быть письменно зафиксирован на «бумаге» со ответственными, сроками и задачками.
© 2025 Клуб для руководителей "Level Up"
Контактная информация



ИП Елизарова Екатерина Вячеславовна

  • ИНН 667415186600
Made on
Tilda