Методы командообразования:
6 форматов, которые действительно работают
(и онлайн, и оффлайн)

Как создать пространство, в котором команда почувствует себя командой?
Не с помощью скучных собраний и регламентов, а с помощью живых эмоций, юмора, рефлексии и общих смыслов. Делюсь рабочими форматами из своей практики:
всё проверено на сотнях команд — от маленьких стартапов до крупных организаций.

4 мая 2025 г.
Содержание:

Как руководителю подготовиться к тимбилбингу

с командой

Перед тем как проводить тимбилдинг (командообразование), руководителю важно:
  • Определить цель сессии.
    Чего вы хотите добиться: усилить доверие, наладить коммуникацию, вскрыть проблемные зоны?
  • Подобрать подходящий формат.
    Чтобы подходил под команду и задачу.
  • Подготовить пространство.
    Если онлайн: доску (Miro, Mural), Zoom или другой сервис.
    Если оффлайн: флипчарты, маркеры, карточки, стикеры, таймер.
  • Продумать тайминг.
    Заранее определить, сколько времени займёт активность и сколько на обсуждение.
  • Обеспечить безопасную атмосферу.
    Лидер открывает сессию, задаёт темп, вовлекает всех и держит рамку.
  • Завершить сессию рефлексией и выводами.
    Зафиксировать письменно с ответственными и сроками.
Ловите шесть вовлекающих командообразующих форматов, которые вы можете провести, как самостоятельно, так и с помощью бизнес-тренера или внешнего модератора.

Игра «Командный слон»

Цель: игра на выстраивание коммуникаций
Время: 25–40 минут
Размер команды: от 6 до 20 человек
Формат: оффлайн, онлайн через Miro/Zoom
Что делает команда: Каждый участник получает индивидуальную карточку с заданием.
Например:
«Ты рисуешь только хобот»
«Слон должен быть зелёный»
«У слона нет левого уха»
«Ты лидер команды — управляй процессом»
«Слон должен смотреть влево»
«У тебя всего два штриха — используй их мудро»
Важно: никто не знает, что написано у других. А говорить нельзя — полная тишина, только взгляды, жесты и… творческий хаос.
Что делает ведущий:
  1. Делит участников на группы (оптимально — 5–8 человек в группе).
  2. Объясняет правила: нельзя говорить, задача — совместно нарисовать слона на флипчарте или доске.
  3. Раздаёт карточки с заданиями.
  4. Следит за соблюдением тишины (можно даже ввести «штрафы» — например, отнять минуту за нарушение).
  5. По завершении запускает обсуждение.
Варианты обсуждения:
Каково это — работать в тишине?
Что вы пытались донести друг до друга?
Какие эмоции возникали, когда не понимали, что происходит?
Что получилось особенно смешным (например, у слона оказалась три хобота и ни одной ноги)?

Зачем:
Развивать навыки невербального взаимодействия.
Увидеть неочевидные роли и паттерны поведения.
Просто повеселиться и сплотиться: картинки получаются гениально нелепыми.


Главное — не останавливать творчество и потом всё это обсудить.
Иногда команды настолько погружаются в задачу, что появляются зелёные слоны с сердечками на ушах, стоящие на хвосте. Или лидер в панике машет руками, пока остальные рисуют фонтан вместо туловища.
Смех объединяет не хуже коучинга.
Клуб руководителей Level Up
Ваш личный совет директоров, с которым всегда можно свериться и найти несколько вариантов решений, чтобы выбрать самый эффективный.

Упражнение «Бумажная башня»

Цель: челлендж на стратегию и умение распределять роли в команде
Время: 30–45 минут
Размер команды: от 4 до 30 человек
Формат: оффлайн
Что делает команда: участники делятся на мини-группы и строят башню из бумаги, стикеров и скотча. Побеждает самая высокая и устойчивая конструкция.
Можно добавить неожиданные повороты:
— с 10-й минуты — нельзя разговаривать;
— один человек в команде — только наблюдатель, не может участвовать руками;
— в середине игры выдать новые «архитектурные нормы» (например, башня должна держать маркер на верхушке).
Что делает ведущий:
  1. Объясняет задачу: построить башню за ограниченное время.
  2. Выдаёт материалы (ограниченное количество бумаги и скотча).
  3. Добавляет усложнения по ходу процесса.
  4. По завершении — замеряет башни и организует обсуждение.
Примеры вопросов для обсуждения:
Как принимались решения?
Кто стал лидером?
Что происходило, когда правила изменились?

Даже топ-менеджеры превращаются в восторженных детей, когда их башня из стикеров вдруг падает за 10 секунд
до финиша.

А однажды башня из бухгалтерии выдержала кружку чая —
и её объявили национальным достоянием отдела.

Помогает понять сильные и слабые стороны, развить навыки общения и принятия решений в условиях неопределённости.

Формат «Дом команды (метафора)»

Цель: рисование метафорической модели, чтобы раскрыть состояние команды
Время: 60–120 минут
Размер команды: от 3 до 20 человек
Формат: онлайн и оффлайн
Что делает команда: рисует метафорический дом своей команды. Без подсказок. Просто: «Представьте, что ваша команда — это дом. Как он выглядит? Что в нём за комнаты? Где живёте вы?»
Могут появиться:
— комната хаоса,
— комната стратегических идей с закрытой дверью,
— лестница, ведущая в никуда,
— фундамент из кофе и дедлайнов.
Что делает ведущий:
  1. Даёт вводную — дом как метафора команды.
  2. Поощряет свободу в образах.
  3. Не направляет, а задаёт вопросы после:
Где вы живёте в этом доме?
Какая комната вызывает тревогу?
Хотите ли вы жить в этом доме? Что бы вы перестроили?
! Часто появляются «туалеты для токсичности», «балконы поныть на жизнь» и «чердаки с забытыми ценностями». Это смешно и страшно — а главное, очень точно.
Образы «дома» — это смешно и страшно,
а главное, очень точно.

Командная игра-челлендж «Миссия на Марс»

Цель: настраивание коммуникаций, проявление лидерства
Время: 60–90 минут
Размер команды: от 8 до 40 человек (делится на мини-команды по 4–6 человек)
Формат: оффлайн и онлайн (через доску, Google Docs, презентацию с условиями)
Что делает команда: участники попадают в воображаемую ситуацию: 2084 год, вы — экипаж колонии
на Марсе. У вас ограниченные ресурсы и вы должны выжить. Но! У каждой команды своя роль, свои скрытые задачи и ресурсы. У игры могут быть разные сценарии. Можно взять готовые, а можно придумать свои.
Примеры сценария:
У одной команды — избыток кислорода, но не хватает еды.
У другой — опытный инженер, но нет энергоячейки.
Одна команда — скрытая разведгруппа, у неё цель «втереться в доверие и украсть технологии».
Что делает ведущий:
  1. Делит участников на команды.
  2. Выдаёт каждому участнику секретную инструкцию (что он знает, что должен делать, чего не знает).
  3. Даёт базовый сценарий: «На вас надвигается песчаная буря. Через 30 минут всё отключится. Нужно построить план действий».
  4. Организует обсуждение внутри команд, затем общение между ними (торги, дипломатия, сплетни).
  5. Вкидывает внешние события: «вышел из строя генератор», «один участник заболел», «вспышка на Солнце».
  6. По итогу — обсуждение, анализ стратегий, раскрытие тайн.
Задания и роли могут быть такие:
Ты — медик, но не можешь раскрыть это.
Ты — единственный, кто знает, как включить защиту, но она работает, только если объединиться с другими.
Ты — бывший астроинженер, но сейчас у тебя паника, и ты всем мешаешь.
Ты — тайный эмиссар с Земли. Твоя задача — вызвать конфликт.
Формат отлично заходит как в Zoom, так и в переговорной с канцелярскими коробками — главное, создать атмосферу, в которой Марс становится ближе.
Главное — создать атмосферу.

«Карта команды»

Цель: объединиться вокруг цели и составить план ее достижения
Время: 60–90 минут
Размер команды: от 5 до 15 человек
Формат: онлайн и оффлайн
Что делает команда: рисует карту:
цель (в образах),
команду (как себя видят — муравьи, лодка, марсоход),
путь с препятствиями (камни, мосты, пропасти),
ресурсы и недостающие элементы.

В одной из команд цель оказалась в виде пиццы на вершине горы, а мост через пропасть держался на котах.
Всё как в жизни.

Что делает ведущий:
  1. Даёт вводную: «Нарисуйте, как ваша команда идёт к своей цели».
  2. Следит, чтобы рисовали, а не писали.
  3. Помогает перейти от образов к действиям.
Вопросы, чтобы помочь перейти к действиям:
Что можно укрепить?
Какие ресурсы недоиспользуются?
Где можно сократить путь?
Всё как в жизни.

Игра «Нарисуй по инструкции (вслепую)»

Цель: научиться совместной координации и коммуникациям
Время: 25–40 минут
Размер команды: от 5 до 15 человек
Формат: оффлайн и онлайн (через Miro, FigJam, доски)
Что делает команда: один человек получает странную картинку (например, сложную фигуру или абстрактную композицию). Он должен словами объяснить другим, как её нарисовать. Остальные — не видят оригинал, но рисуют по инструкции.
Что делает ведущий:
  1. Даёт картинку «диктующему» (важно: фигура должна быть неочевидной — не домик, а, например, «компот из треугольников»).
  2. Следит, чтобы диктующий не называл фигуры прямо (нельзя: «нарисуй квадрат»).
  3. Даёт таймер на объяснение и рисование.
  4. После — сравнение результатов с оригиналом и обсуждение.

Один участник однажды нарисовал вместо «елки с веткой влево» танцующего кальмара.

Главное — понять, насколько по-разному можно интерпретировать одни и те же слова.


Одни и те же слова могут иметь разные значения для разных людей.

Завершение тимбилдинга: рефлексия обязательна

Каким бы ни был формат, важно не только провести активность, но и дать команде время «переварить». Рефлексия может быть быстрой (по кругу) или глубокой (в группах):
Примеры вопросов:
Что было неожиданным?
Что взяли с собой в работу?
Что захотелось изменить?
Так формируется командное мышление и появляется основа для настоящих изменений.
Рефлексия обязательна.

Подробнее об этих и других форматах командообразования можно узнать

из вебинара в Клубе руководителей Level Up.

© 2025 Клуб для руководителей "Level Up"
Контактная информация



ИП Елизарова Екатерина Вячеславовна

  • ИНН 667415186600
Made on
Tilda